Логотип Pult.by
Почему музыка вызывает у нас чувства?

Почему музыка вызывает у нас чувства?

09.04.2021

Чуть ли не ежедневно происходит такое, что слеза так и напрашивается при прослушивании какой-нибудь мелодии. Слезинка или даже не одна, а прям навзрыд, внезапно нахлынувшие эмоции...

Обычно, с этими композициями не связаны никакие личные переживания — зачастую я слышу ее первый раз. Если задаться вопросом, что же вызвало во мне подобные эмоциональные чувства, я лишь смогу указать на определенное звучание гитары или вокальный тембр. Но затем следует вопрос: почему именно эти звуки возымели на меня такое действие?

Соответственно, то же самое касательно и других эмоций, которые пробуждает музыка: будь то счастье или раздражительность. Лично я не обладаю знаниями объяснить это явление, но, к счастью, существует достаточно научной литературы по затронутой теме. Попробуем пролить свет на интересующие нас вопросы и поинтересоваться у экспертов.


Элизабет Х. Маргулис

Заведующая Лабораторией музыкальной когнитивистики в университете Принстона, автор книги «На повторе: как музыка играет с разумом»

В своей классической работе Патрик Жюслен (Patrik Juslin) и Даниэль Вастфьялл (Daniel Västfjäll) выделили несколько механизмов, лежащих в основе эмоционального отклика на музыку.

Самый базовый уровень: рефлексы ствола мозга обеспечивают испуг при столкновении с внезапными громкими звуками. Если же определенная последовательность звуков будет на постоянной основе возникать одновременно с каким-то объектом или действием, то закрепится ассоциативная связь — сработает своего рода условный рефлекс.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-1.jpg


Музыка может вызывать в человеческом организме процессы, отзеркаливающие ее настрой, и таким образом порождать эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли, возвращает к воспоминаниям, которые сами по себе порождают эмоциональный отклик. Наконец, музыка может удовлетворить или, наоборот, не оправдать ожиданий слушателя.

Я бы еще добавила к вышесказанному следующее: музыка может вывести человека из привычного состояния "наблюдателя за миром", делая его сопричастным к созданию звуков, которыми многие восторгаются. Несомненно, это лишь малая часть вариантов, как взаимодействие с музыкой может влиять на наши чувства.


Сайки Луи

Ассистент кафедры изучения креативных практик в Северо-Восточном университете, заведующая Лабораторией музыки, визуализации и нейронной активности

В моей лаборатории мы изучаем влияние музыки на человеческий мозг. Меня всегда было интересно, каким образом музыка способна вызывать у нас мурашки. В одном из исследований был поставлен вопрос: существуют ли различия мозговой структуре, которые бы объяснили индивидуальную реакцию на прослушивание музыки?

Мы запустили онлайн-опрос, в котором приняло участие пару сотен желающих. Выяснилось, что некоторые опрошенные регулярно ощущали мурашки при прослушивании музыки, в то время как другие люди почти никогда не испытывали подобных покалываний. Подопытные из обеих групп были приглашены в нашу лабораторию, где провели дополнительный отбор по возрастному цензу, полу, уровню музыкального образования и прочим личностным характеристикам.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-2.jpg


Сперва мы убедились, что испытуемые, испытывающие мурашки, на самом деле реагировали на физиологическом уровне: определенный музыкальный ряд ускорял их сердцебиение, иные процессы (на коже мог выступит пот). Затем мы просканировали мозг подопытных из двух групп и оказалось, что у "людей с мурашками" наблюдается более высокий уровнь концентрации белого вещества, соединяющего две области мозга: ту, что в ответе за звуковое восприятие и ту область, которая связана с эмоциями и накопленным опытом.

Таким образом, связь между слуховыми и эмоциональными центрами, вероятней всего, отвечают за то, как мы воспринимаем музыку. Можно сказать, что музыка служит аудиальным каналом к эмоциональным центрам мозга. Быть может, именно поэтому мы так любим составлять плейлисты для любимых.


Дэниел Шэнэхэн

Доцент кафедры музыкальной теории и когнитивистики в университете штата Огайо

Это кажется очень странным, что люди зачастую специально слушают музыку, которая заставляет испытывать тоску. Многие из нас поступают так, давайте разберемся зачем. Исследование 2011 года, проведенное Сандрой Гарридо и Эмери Шубертом, показало, что около половины опрашиваемых людей согласились с утверждением «Я люблю слушать музыку, от которой мне становится грустно или плохо».

Печаль и грусть — крайне сложные эмоции, однако я полагаю, что они тесным образом связаны с эмпатией и сопереживанием. Исследователи Дэвид Хьюрон и Йонна Вуоскоскиарге подтверждают, что любители грустной музыки показывают высокие результаты в тестах на эмпатический отклик — иными словами, у таких людей гораздо выше развито чувство сострадания. Такое социальное поведение обладает серьезными эволюционными преимуществами, так что в этом нет ничего странного. Посмотрим, какие еще результаты в этой области смогут дать предстоящие исследования.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-3.jpg


Что касается ностальгии, то существует множество работ, изучающих связи между музыкой и триггерами воспоминаний. Похоже, мы лучше запоминаем события, связанные с конкретными периодами жизни (в частности, с подростковым возрастом). Скорей всего, дело в том, что на этих жизненных этапах мы переживаем больше изменений.

На мой взгляд, именно в этом кроется причина популярности плейлистов «Капсула времени» от Spotify. Представляется не слишком сложным вычислить ваш возраст, музыкальные вкусы и затем просто запустить ностальгические триггеры, поставив в очередь самые популярные и яркие треки времен вашей молодости.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-4.jpg


Кроме того, музыка помогает нам почувствовать связь друг с другом. Думаю, одна из важнейших эволюционных черт музыки состоит как раз в обеспечении этих социальных связей и усилении чувства коллективности. Примером тому может служить, например, танец.

Когда в марте 2020 года весь мир ушел "на карантин", многие были поражены количеству людей, вышедших на свои балконы, чтобы помузицировать сообща. Но ведь это совершенно логично! Мы остро нуждались в социализации и эмпатии, а музыка — пожалуй, лучшая панацея в сложившейся ситуации.


Диана Дойч

Профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего и автор книги «Слуховые иллюзии и фантомные слова: как музыка и речь раскрывают тайны нашего мозга»

Желание музицировать и наслаждаться музыкой присуще всем человеческим культурам без исключения, а причины такого поведения вызывают у ученых вековые споры. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин утверждал, что дело тут, главным образом, в ухаживаниях за самками.

Вскоре после него Герберт Спенсер предложил более сложное объяснение: он считал, что музыка не только создавалась для «брачных игр», но и порождалась широким спектром вокализаций — звуков, издаваемых под воздействием различных эмоциональных толчков: чувства радости, восхищения, превосходства, печали или гнева.

Недавнее масштабное исследование Гарвардского университета показало, что мы действительно можем идентифицировать различные музыкальные жанры — любовные мелодии, танцевальные ритмы, колыбельные — вне зависимости от культурных и этнических особенностей. Музыка служит самым разным целям и способна вызывать широкий спектр эмоций, как любовь, вдохновение, злость, чувства сплочения и т.д.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-5.jpg


Чтобы музыка имела успех, мы должны хотеть ее слушать. Что же именно заставляет нас переслушивать ту или иную композицию вновь и вновь? В 20-е годы прошлого века Ирвинг Берлин предложил ряд советов по написанию поп-песен. По его мнению, тут важное значение имеем простота и узнаваемость элементов мелодии.

«Нет такого понятия, как новая мелодия», — утверждал он и пояснял, что успешные композиторы просто «соединяют кусочки известных мотивов в новом порядке, чтобы все вместе звучало, как новая вещь». Эти советы оказались чрезвычайно действенными.

Кроме того, основная причина, по которой некоторые песни так сильно «прилипают», в том, что они состоят из повторяющихся строк. Подобные повторения заставляют мелодию заедать у нас в голове. Да и вообще, чем более песня нам знакома, тем больше желания послушать ее снова.


Мариуш С. Козак

Доцент кафедры музыки и музыкальной теории в Колумбийском университете и автор книги «Введение в музыкальный размер: телесный опыт новой музыки»

Эмоциональный музыкальный опыт всегда очень индивидуален. Я могу слушать ту же песню, что и другие, но воспринимать ее абсолютно иным образом. Или можно слушать одну и ту же песню при различных обстоятельствах — и каждый раз получать новые эмоции. Вот почему, как мне кажется, музыка не продуцирует в нас эмоции непосредственно, но создает структуру, некий шаблон, позволяющий нам воспринимать время от времени невероятно мощные эмоции.

В моей работе я пришел к восприятию музыки в качестве технологии, созданной человеком на заре его развития как вида с целью организации и поддержания социума. Эта технология работает на трех уровнях: физиологическом, когнитивном и социальном.

На физиологическом уровне изменения базовых акустических свойств — ритма, тембра и громкости — заметно влияет на работу нашего организма. К примеру, быстрый темп или увеличение громкости может привести к учащенному сердцебиению, а резкий скрипящий звук заставит нас содрогнуться или съежиться. Поскольку все звуки порождают конкретные объекты из нашего окружения, мы выстраиваем ассоциативные ряды и наделяем те или иные звуки позитивными или негативными коннотациями. То же самое происходит и с более сложными эмоциональными откликами.


Почему-музыка-вызывает-в-нас-чувства-6.jpg


Следующий уровень — когнитивный. Все мы воспитаны на музыке, принадлежащей к нашей культуре, и вырабатываем понятие о стиле и форме, исходя из нее. Например, большинство меломанов, знакомых с детства с западной "попсой", на раз-два определят границу между припевом и куплетом даже в незнакомой песне. Или же смогут уловить затухание мелодии, когда наступает концовка.

Эти знания настраивают нас на некоторые ожидания от прослушивания: мы на интуитивном уровне ощущаем, какой аккомпанемент или ритм-секция лучше подойдут к той или иной мелодии. Исполнители используют эти наши ожидания, создавая напряженные и расслабляющие моменты в музыке, заставляя нас испытывать сложно передаваемые ощущения вроде тех же мурашек.

Наконец, переходим к социальному уровню — пожалуй, самому значительному в контексте разговора об эмоциях в музыке. По всему миру музыка почти всегда звучит в контексте некоторого социального взаимодействия множества людей. В этих ситуациях она предлагает структуру для взаимодействия — а именно, синхронизирует наши эмоции. Конечно, в первую очередь, это происходит благодаря ритму.

В свою очередь, этот эффект ведет к положительным переживаниям: мы ощущаем свою социальную принадлежность и чувство единения, которые служат укреплению и сплоченности общества.


По мотивам источника: stereo.ru