Логотип Pult.by
Pro-Ject X1 - лучший в своей ценовой категории

Pro-Ject X1 - лучший в своей ценовой категории

19.12.2020

Pro-Ject X1 – это не революция. По мнению производителя, революции в области производства вертушек быть не может, ведь все процессы уже давно изучены и оптимизированы. Pro-Ject X1 позиционируется как правильное сочетание качественных материалов и дорогих технологий – это именно то, что необходимо для получения хорошего результата.

Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-1.jpg


Pro-Ject X1 идеально вписывается в параметры классического проигрывателя. Чистая механика, никакой встроенной электроники вроде фонокорректора или чего-то цифрового, традиционный дизайн, все необходимые настройки в наличии. И головки в комплекте нет — свобода выбора остается за будущим владельцем. В сборке и настройке нет ничего сложного — все достаточно удобно и понятно. Необходимые базовые инструменты и подробная инструкция идут в комплекте.


Семь килограмм механики

Стол проигрывателя изготовлен из цельного куска МДФ — при этом производитель говорит о некоем новом варианте материала. Скорее всего, дело в плотности: в итоге, небольшой по сути проигрыватель весит 7 кг. Обычно вертушки подобных размеров несколько легче. Корпус может быть отделан либо шпоном ореха, либо черным или белым рояльным лаком — при этом заявлено восьмислойное лаковое покрытие. В принципе, лак весьма неплох — и на вид, и на ощупь.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-2.jpg


Ножки проигрывателя обновили, но принцип остался тот же — эластичный материал, запрессованный между металлическими деталями. Развязывает неплохо. Регулировка по высоте есть. Нижняя поверхность оклеена фетром: дополнительных проставок не потребуется — поверхность полки эти ножки не повредят.

Привод у проигрывателя пассиковый, но с особенностями. Сам мотор с виду тот же, но корпус и развязка изменены. Что интересно — винты, которые можно принять за транспортировочные, нигде таковыми не названы, и упоминаний о необходимости их выкручивать я не нашел. Но открутил, точнее ослабил — и мне показалось, что это более правильный вариант. Хотя в любом случае, мотор действительно тихий и неплохо задемпфированный. А потом, когда тест уже был готов, пришло разъяснение от производителя, что винты это уже больше не транспортировочные, убирать их не нужно, и все правильно, что в инструкции про эти винты ничего не сказано. Но так же и пояснялось, что слегка ослабить не возбраняется, и сравнить на слух.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-3.jpg


Необычно выполнен шкив. На него можно установить штатный плоский пассик или второй пассик из комплекта (круглый). Для каждого из них своя окружность. Дело в том, что круглый пассик и другая ответная поверхность для него предназначены для получения скорости в 78 оборотов в минуту.

В принципе, эта функция кажется несколько избыточной — ведь сменных шеллов под разные головки нет. Но если кому-то нужна будет специфическая конфигурация под старые пластинки и шеллак, то как вариант — можно менять иглы на ММ-головках Ortofon 2M 78 и 2M MONO, используя одну предустановленную головку. С другими головками все еще менее очевидно, хотя если кто-то решит применить аппарат именно для 78-оборотного шеллака, то сделать это легко и просто.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-4.jpg


Питание у мотора кварцованное, подстроек скорости не предусмотрено — только переключение двумя кнопками. К кнопкам прибавлена весьма яркая сине-голубая индикация. Индикация не только указывает выбранную скорость, но и показывает, когда мотор эту скорость набрал. Когда вы не пользуйтесь вертушкой, просто выключите ее — слева на нижней поверхности стола предусмотрен самый обычный выключатель.

Стакан подшипника диска с виду не крупный, но, рассматривая конструкцию с обратной стороны, можно заметить, что крепление и корпус более массивны, чем кажется сверху. Конструкция неинвертированная, обслуживаемая. Хотя кроме смены масла раз в несколько лет здесь ничего и не потребуется.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-5.jpg


Стальной шкив вмонтирован в пластиковый субдиск — подобное решение уже давно знакомо и применяется производителем в ряде моделей. Основной диск, изготовленный из акрила, устанавливается сверху на субдиск. Вес акрилового диска — 1,5 кг. Не очень много, но уже и не мало — довольно среднее значение, которое можно найти и у других производителей с моделями подороже. В комплекте идет штатный фетровый мат, а использовать его или нет — это остается на усмотрение владельца. Стоит только помнить, что в зависимости от этого элемента нужно будет скорректировать тонарм по высоте.

Тонарм тоже новый, по виду и конструктиву он похож на 9cc Evolution, но все же другой — покороче (8,6 дюйма) и попроще в деталях. Что тут важно — есть регулировка азимута. Можно ослабить фиксирующий винт, расположенный рядом с поворотным узлом, и слегка повернуть всю трубку целиком. Высота, прижим, антискейтинг — здесь каких-то особенных вопросов нет. Прижим до 3 грамм, допустимый вес головок от 7 до 10 грамм.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-6.jpg Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-7.jpg


Теперь головка. В ряде стран этот проигрыватель продается с предустановленой ММ-головкой Pro-Ject Pick IT S2 MM, сделанной на основе Ortofon 2M. У нас же продается версия без головки, что в моем понимании даже лучше — больше свободы выбора. На тест демо-образец приехал с Ortofon 2M Blue, что видится вполне логичным выбором. Но варианты есть, тут можно подбирать по своему вкусу — в том числе и среди MC-головок.

Из приятных и важных мелочей: в комплекте к проигрывателю идет фонокабель Pro-Ject Connect it E — даже при первом сравнении он показался мне куда лучше, чем базовая для многих других проигрывателей черная пластиковая «лапша».

Частично аппарат уже был настроен, хотя я все перепроверил, убедился в корректной работоспособности тонарма, а дальше — осталось только слушать.


Спокойствие в масштабе

Для начала поставили пластинку Bill Evans, Eddie Gomez «Intuition». Звук светлый, в меру яркий и более динамичный, чем ожидалось. Хотя динамика не грубая — просто есть некая легкоподвижность, которую у аппаратов этого класса встретить не так уж просто. Кроме того, сразу заметна приличная разборчивость в средне-верхнем диапазоне, которая сама по себе оказалась тоже выше ожидаемой с учетом установленной головки.

Бас мы не стали оценивать по этой пластинке — его там не много, но тот, что есть, не выпадает из общей картины. Сам по себе он тоже быстрый, подвижный, умеренно-наполненный и точно не раздутый. Что интересно — серия 2M у Ортофона в принципе достаточно яркая по подаче, да и Pro-Ject скорее известен светлым звуком, но в данном сочетании все получилось более сбалансированно, чем можно было бы предвидеть.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-8.jpg


Характер звука в целом — эмоционально переливчатый, но не перенасыщенный. Слушать интересно, динамика ровная, спокойная, но не затянутая, без явных пассиковых артефактов. Детальность тоже лучше ожидаемой. Пока что проигрыватель радует и показывает себя с хорошей стороны.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-9.jpg


Следующий диск — Pink Floyd «Meddle». Звучание правдоподобное по масштабу и по атмосфере. Чуть воздушнее и легче привычного, но при этом и детально, и динамично, и достаточно честно в плане тембральной подачи. Вот здесь уже можно уделить внимание басу — он не очень силовой, но не простецкий и не выпадающий из общей картины. Серединка детальная, открытая, чуть проще, чем надо, но с поправкой на головку — очень неплохо.

Верхов много, но без перебора и с неплохим разнообразием. Присутствует некоторая общая жизнерадостность подачи, но она не перекрывает нужную атмосферу и не вносит ощущения дискомфорта — в звуке нет назойливости. А вот некоторая живость и увлекательность даже подчеркнуты, хотя к переиначиванию эмоционального посыла самой музыки это не приводит.

Ритм проигрыватель держит весьма и весьма неплохо — для этой записи хватает. Детальности тоже — бывает и больше, но, учитывая бюджетность проигрывателя и головки, результат вполне положительный. Сцена получается большой, склонности мельчить я не заметил. Образы телесны: и разделение неплохое, и воздух присутствует.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-10.jpg


Потом прослушали саундтрек к японскому мультфильму «Навсикая из Долины ветров» — мало ли у какого слушателя окажется такой аппарат. Между прочим, неплохо. Пластинка не в самом идеальном состоянии, но никаких сильно выделяющихся артефактов не заметно.

Запись странноватая: баса мало, верха много, есть некий налет синтетики — и все это хорошо слышно. Но при этом очень здорово передается и сама атмосфера музыки. И не всегда понятно почему — ведь супердетальности здесь нет, а звук кажется живым, увлекательным и полновесным. По крайней мере, затруднением для проигрывателя эта пластинка точно не стала.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-11.jpg


Теперь можно попробовать более сложный материал — Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell «Charged». Здесь очень плотный и насыщенный звук, но в целом проигрыватель справился — получились достаточно глубокие басы и звук в целом. Атака чуть сглаженная, хотя вялости нет и в помине. Детали несколько упрощены (особенно, на сложных фрагментах), но никакой каши.

Тут мы сделали небольшое отступление и поставили другую головку — Lyra Delos. Никто в здравом уме не стал бы так делать, но в рамках теста можно — головка стоит почти как два проигрывателя, но ничего попроще и при этом более или менее подходящего по параметрам под рукой не оказалось. Что сказать: совершенно другой уровень детальности и разборчивости. Пусть даже головка не раскрылась в полной мере так, как могла бы, но все же звучала сильно увереннее, чем можно было предположить. Это плюс проигрывателю.

Вроде бы X1 похож на прежние модели: многие узлы знакомы и встречаются в разных аппаратах как у Pro-Ject, так и у Music hall, для которых Pro-Ject их делает. Но вот то, как работает сочетание всех качеств именно в этом аппарате, получилось вполне удачным.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-12.jpg


Вернули на место Ortofon 2M Blue и дослушали последнюю пластинку в тесте — исполнение «Carmina Burana» Карла Орфа. Не услышали здесь тихих звуков и глубины во всей полноте желаемой детальности, но в целом все правильно — достаточно ровный частотный диапазон, неплохая основательность. И большая прилично раскладывающаяся сцена — есть и ширина, и глубина, и многоплановость. Сложные насыщенные фрагменты эта головка не вытягивает, как нужно, а вот с тихими звуками и воздухом результат уверенный — звук не съедается и не слишком обедняется.


Выводы

Очень приятный проигрыватель с цельной и сбалансированной подачей. У аппаратов повзрослее, конечно, будет прибавка по детальности, точности сцены и динамике. Но в данном случае все не только очень хорошо для своего класса — и характер звучания, и все черты как бы пропорциональны и находятся в равновесии. Аппарат жанрово универсальный, не скучный и не склонный к упрощению.

И что отдельно порадовало — у него более ровная подача, в ней меньше некой радостной бравурности, которую часто присутствует в проигрывателях Pro-Ject. Вертушка как бы повзрослела, стала вдумчивой и обстоятельной. При этом в ней отчетливо прослеживается некий базис фирменного звучания.


Pro-Ject-X1---лучшии-в-своеи-ценовои-категории-13.jpg


Паспортные данные

Проигрыватель винила Pro-Ject X1
  • Тип привода: пассиковый

  • Скорости: 33,3, 45 и 78 об/мин. Переключение электронное, механическое для 78 оборотов

  • Отклонение скорости: 33,3 — 0,30%, 45 — 0,25%

  • Коэффициент детонации: 33,3 — 0,15%, 45 — 0,13%

  • Основной диск: акриловый, 1,5 кг

  • Тонарм: статически-сбалансированный поворотный

  • Эффективная длина: 218,5 мм

  • Заход: 18 мм

  • Эффективная масса: 10 г

  • Диапазон прижимной силы: 0–3 г

  • Мотор: постоянного тока

  • Блок питания: выносной, в виде вилки-адаптера 15 В 0,8 А

  • Размеры (ШхВхГ): 415x125x335 мм

  • Вес: 7 кг


Головка звукоснимателя Ortofon 2M Blue

  • Цена головки/сменной иглы: 15 000/13 000 рублей

  • Тип: MМ

  • Радиус заточки иглы: 8/18 мкм

  • Иглодержатель: алюминий

  • Динамическая податливость: 20 мкм/мН

  • Диапазон прижимной силы: 1,6–6 г

  • Оптимальная прижимная сила: 1,8 г

  • Выходное напряжение: 5,5 мВ

  • Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20–25 000 Гц

  • Разделение каналов: >25 дБ

  • Разбаланс каналов: <1,5 дБ

  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

  • Рекомендуемая емкость: 150–300 пФ

  • Материал корпуса: пластик

  • Вес: 7,2

Источник: stereo & video (текст @Gorbatov / Виктор Горбатов)